
Вот этот EN-GJS-400-15 — материал с характером. Многие ошибочно полагают, что раз уж графит шаровидный, значит автоматически получаешь идеальную пластичность. Но на практике именно в интервале 400 МПа прочности и 15% относительного удлинения начинаются самые интересные метаморфозы.
На нашем производстве в АО Шаньси Боин Литье при отливке ответственных узлов для промышленных роботов сталкивались с интересным эффектом: при кажущемся соблюдении химического состава в толстостенных отливках вдруг появлялся вермикулярный графит. Проблема была не в составе, а в скорости охлаждения — перешли на комбинированные холодильники, ситуация выровнялась.
Запомнился случай с крышкой гидросистемы для сельхозтехники. Конструкторы заложили ковкий чугун EN-GJS-400-15, но не учли литейную усадку в местах перехода толщин. После термообработки пошли микротрещины — пришлось пересматривать технологические припуски.
Сейчас для таких деталей мы используем предварительный подогрев форм до 200°C, хотя в теории достаточно и 150. Но практика показала — при наших условиях лучше перестраховаться.
Интересно наблюдать, как меняется структура после отжига. Вроде бы по стандарту ферритно-перлитная структура, но соотношение фаз может плавать. Как-то раз получили партию с повышенным перлитом — прочность выросла до 450 МПа, но упала ударная вязкость.
Для компрессорных деталей это критично — пришлось отправлять на переплавку. Теперь строже контролируем содержание магния перед разливкой.
Кстати, по опыту — оптимальная температура отжига для EN-GJS-400-15 в наших печах 920°C, хотя в литературе часто рекомендуют 900. Разница в 20 градусов дает более стабильный феррит.
Ультразвуковой контроль для этого материала — отдельная история. Из-за неоднородности структуры иногда ложные показания. Пришлось разрабатывать собственные эталоны с искусственными дефектами.
Особенно сложно с крупногабаритными отливками для станочных направляющих. Там где по чертежам идет ковкий чугун марки 400-15, всегда повышенный риск пористости в верхних частях отливки.
Сейчас внедряем рентгенотелевизионные системы, но пока больше доверяем старому методу — пропиловке контрольных заготовок.
Режущий инструмент для GJS-400-15 подбирали методом проб и ошибок. Оказалось, что стандартные пластины для чугунов быстро выходят из строя — помогает только специализированный инструмент с поликристаллическими алмазами.
Заметил интересную особенность — после термообработки обрабатываемость улучшается, но появляется риск выкрашивания кромок при фрезеровании пазов. Видимо, из-за изменения остаточных напряжений.
Для деталей пневмосистем, которые мы поставляем через https://www.byzz.ru, перешли на обработку с охлаждением эмульсией, хотя традиционно чугун сушат обрабатывают.
При проектировании новых узлов для автомобильных компонентов всегда советую конструкторам учитывать анизотропию свойств ковкого чугуна EN-GJS-400-15. В разных направлениях относительное удлинение может отличаться на 2-3%.
Напомнил недавний случай с кронштейном подвески — расчеты показывали достаточную прочность, но в эксплуатации появились усталостные трещины. Оказалось, проблема в концентраторах напряжений возле литников.
Сейчас для таких случаев в АО Шаньси Боин Литье разработали специальные технологические карты с указанием мест установки холодильников — снизили брак на 15%.
Последние годы вижу тенденцию к ужесточению требований по ударной вязкости для EN-GJS-400-15. Особенно для экспортных заказов — европейские клиенты через наш сайт https://www.byzz.ru часто запрашивают дополнительные испытания при минусовых температурах.
Экспериментируем с легированием медью и никелем — пока результаты нестабильные, но в отдельных партиях удалось добиться повышения ударной вязкости на 20%.
Думаю, в ближайшие годы появится модификация этого чугуна с улучшенными динамическими характеристиками. Уже сейчас для ответственных применений в робототехнике приходится идти на компромиссы между прочностью и пластичностью.