
Когда слышишь 'промышленный робот-манипулятор', сразу представляешь футуристичные линии KUKA в сборочных цехах BMW. Но в реальности 60% наших заказов — это грязные чугунные отливки для компрессоров, где манипулятор работает в режиме 'выживания'.
В АО Шаньси Боин Литье до сих пор помню, как первый KUKA KR QUANTEC сломал захват на третьей отливке из ВЧШГ. Инженеры кричали: 'Это же не автомобильный кузов!'. Оказалось, стандартные программы не учитывали микронеровности поверхности — чугун цеплялся за оснастку.
Пришлось разрабатывать 'пьяный алгоритм' — траекторию с вибрацией 0.5 мм по оси Z. Смешно, но именно этот костыль теперь используем для всех тяжелых отливок. Хотя немецкие инструкции запрещают такие модификации.
Кстати, на сайте https://www.byzz.ru до сих пор нет ни слова про эти доработки. Видимо, маркетологи считают, что клиентам важнее картинки с блестящими роботами, а не реальные ТТХ для грязного производства.
Когда к нам пришел заказ на манипуляторы для обработки деталей плугов, все ожидали примитивных операций. Но оказалось, что геометрия лемехов требует 5-осевой обработки с точностью ±0.1 мм — выше, чем для многих автокомпонентов.
Пришлось ставить два промышленный робот-манипулятор FANUC M-710iC в зеркальной конфигурации. Интересно, что японская электроника лучше справляется с вибрациями от неуравновешенных чугунных заготовок.
Хотя до сих пор при запуске новых деталей операторы ворчат: 'Опять эти танцы с бубном вокруг термокомпенсации'. Реальность такова — даже дорогие роботы не предсказывают, как поведет себя серая чугунная отливка после 8 часов непрерывной работы.
Самое сложное — обработка корпусов воздушных компрессоров. Казалось бы, типовая операция. Но когда даешь роботу CAD-модель, он не учитывает литейные напряжения. В результате фреза идет по идеальной траектории, а деталь после снятия с оснастки 'уводит' на 2-3 мм.
Пришлось вводить эмпирические поправки — для каждой партии отливок свои. Технолог АО Шаньси Боин Литье как-то сказал: 'Мы не программируем роботов, мы дрессируем их под наш чугун'.
Кстати, именно для компрессоров мы впервые применили систему обратной связи по силе нажатия. Стандартные датчики ABB не выдерживали ударных нагрузок — пришлось заказывать кастомные решения у чешских инженеров.
В 2019-м поставили промышленный робот-манипулятор Yaskawa на участок финишной обработки. Через месяц — поломка редуктора. Оказалось, мы не учли циклические нагрузки от снятия литников. Производитель в техзадании писал 'статичные нагрузки', а реальность — динамические с пиками до 200% от номинала.
Теперь всегда закладываем запас по моменту в 2.3 раза для операций с ударными нагрузками. И да — никогда больше не экономим на системе мониторинга вибраций.
Интересно, что китайские аналоги показывают себя лучше в таких жестких условиях. Видимо, их конструкция изначально рассчитана на менее идеальные условия эксплуатации.
Сейчас экспериментируем с коллаборативными роботами для контроля качества. Но пока KUKA iiWA не выдерживает конкуренции с опытным рабочим — слишком медленно распознает дефекты на матовой поверхности чугуна.
Зато прижилась система AR-подсветки дефектов — оператор в очках видит цветовые маркеры, нанесенные роботом. Не самое технологичное решение, зато работает здесь и сейчас.
Если смотреть на сайт https://www.byzz.ru — там все еще показывают идеальные линии с роботами. Но реальный прогресс в другом: мы научились интегрировать промышленный робот-манипулятор в среду, где царит хаос литейного производства. И это куда ценнее, чем красивые презентации.