
Когда слышишь 'серый чугун металл завод', многие представляют однородные слитки с идеальной структурой. На деле же графитовые включения ведут себя как капризные гости — то равномерно распределятся, то соберутся в рыхлые скопления у края отливки.
В нашем цеху до сих пор спорят о температуре заливки для тонкостенных деталей компрессоров. Если перегреть выше 1350°C — графит мельчает, но растет риск образования раковин. Для серого чугуна это как ходить по лезвию: на прошлой неделе из-за спешки испортили партию крышек цилиндров, пришлось пускать под переплавку.
Интересно наблюдать за поведением металла в формах для тормозных суппортов. Там где толщина стенки меняется резко, в зонах перехода часто появляется отбел. Мы пробовали добавлять в шихту до 30% оборотного сырья, но пришлось вернуться к 20% — иначе механические характеристики плывут.
Запомнился случай с заводом АО Шаньси Боин Литье: их технолог как-то показывал фотографии бракованных отливок со свищами. Оказалось, проблема была в недостаточной газопроницаемости стержней, хотя песок использовали качественный. Такие нюансы в учебниках не опишут.
Для ответственных деталей промышленных роботов мы перешли на чугун с вермикулярным графитом. Но здесь своя головная боль — если переборщить с модифицирующими добавками, вместо нужной формы получатся почти шаровидные включения. Контрольщики бракуют сразу, хотя по прочности иногда выходит даже лучше.
При литье картеров для сельхозтехники столкнулись с интересным эффектом: при медленном охлаждении в толстостенных участках графит располагается правильными чешуйками, но стоит ускорить процесс — структура становится неравномерной. Приходится рассчитывать расположение холодильников в форме буквально для каждой геометрии.
На металл с шаровидным графитом перешли вынужденно, когда начали делать кронштейны для новых моделей комбайнов. Понадобилась повышенная ударная вязкость. Хотя серый чугун дешевле в производстве, его пластичность оставляет желать лучшего.
В прошлом месяце экспериментировали с содержанием фосфора в чугуне для станин станков. Хотели улучшить жидкотекучесть для сложных полостей, но при превышении 0,3% стали появляться хрупкие составляющие по границам зерен. Пришлось искать баланс между технологичностью и надежностью.
Особенно заметна разница в поведении металла при литье мелких серий. Когда делаем пробные партии для новых заказчиков, каждый раз корректируем режимы. Например, для тех же автомобильных отливок АО Шаньси Боин Литье пришлось разрабатывать отдельную технологическую карту — у них свои требования к шероховатости поверхности.
Иногда кажется, что проще работать с сталью, но когда видишь, как из ковша течет раскаленный чугун, понимаешь — этот материал имеет свою душу. Особенно когда отливка получается без дефектов, с идеальной поверхностью.
Наша печь индукционная канальная, 6 тонн в час. Но даже при современном оборудовании многое зависит от мастерства плавильщика. Бывало, новый работник перегреет металл — и весь состав пошел вразнос, потом сутки химический анализ выправляем.
Для серого чугуна критично содержание углерода. Стараемся держать в диапазоне 3,2-3,5%, но когда в шихте много стального лома, бывают проскакивания до 2,8%. Такие отливки потом при механической обработке ведут себя непредсказуемо — то стружка ломается, то наоборот, налипает на резец.
Интересно, что на сайте byzz.ru у АО Шаньси Боин Литье указаны довольно жесткие допуски по твердости для своих изделий. Видимо, отработали технологию до мелочей, хотя на практике такие параметры выдержать сложно без постоянного контроля каждые 2-3 плавки.
Сейчас многие переходят на автоматизированный контроль структуры, но мы пока используем старый добрый метод — смотрим излом пробных слитков. Есть у этого способа своя прелесть — опытный мастер по цвету и зерну может определить примерное содержание кремния с точностью до 0,1%.
Для крупных партий, конечно, без спектрального анализа не обойтись. Особенно когда делаем отливки для воздушных компрессоров — там требования к герметичности повышенные. Помню, как однажды из-за незначительного отклонения по фосфору получили микроскопическую пористость, и вся партия не прошла гидроиспытания.
В целом, работа с серым чугуном напоминает искусство с элементами лотереи. Даже при идеальном соблюдении технологии иногда получаешь неожиданные результаты. Но именно это и делает профессию литейщика такой интересной — каждый день новые вызовы и задачи.